Накануне Второй Мировой войны США стали обладателем передовых технологий, что давало преимущество в морских сражениях. Новейшие радары, сонары, приборы управления огнём – всё это повышало шансы на успех в боях. Но если командир будет нерешителен и будет терять время в размышлениях, ничего из этого не поможет.

Примером подобного может послужить четвёртая битва у острова Саво, или бой у мыса Тассафаронга.

Бой состоялся ровно 80 лет назад — 30 ноября 1942 года.


Боевой опыт…

В ноябре 1942 года японцы на Гуадалканале столкнулись с острым продовольственным кризисом. Для их снабжения использовались подводные лодки, однако этого было недостаточно, и командование Императорского флота снова применило «Токийский экспресс» – соединение эсминцев, доставлявшее припасы и резервы. Малые размеры позволяли действовать скрытно, а низкая осадка – подходить достаточно близко для высадки солдат в десантных катерах и выгрузки герметичных плавучих контейнеров, которые затем вылавливались с берега. В состав «Токийского экспресса» вошли два эсминца прикрытия и шесть эсминцев, переоборудованных для размещения контейнеров. Соединением командовал контр-адмирал Танака Райдзо. Он участвовал в боях за Мидуэй, в Яванском море и у Восточных Соломоновых островов. Противника он никогда не недооценивал, и в этом случае тоже. И не зря.

 

… против численного и технологического преимущества

«Токийскому экспрессу» угрожало американское 67-е оперативное соединение, которое, на первый взгляд, не оставляло бы шансов японцам в открытом сражении. Четыре тяжёлых и один лёгкий крейсер, четыре эсминца, оснащённые радарами. Всё это одним своим существованием предрекало гибель японских надводных кораблей при попытках прорваться к осаждённым. Командиром был назначен контр-адмирал Томас Кинкейд, боевой опыт которого как минимум не уступал его японскому оппоненту. Однако за пару дней до сражения Кинкейда сменил контр-адмирал Карлтон Г. Райт. Новый командир обнаружил, что корабли недавно сформированного соединения не успели хорошо наладить взаимодействие друг с другом. Райт принял план своего предшественника, по которому эсминцы, идущие впереди, с помощью радаров должны произвести обнаружение противника и неожиданную торпедную атаку. Затем огонь из главного калибра открывают крейсеры, а самолёты оказывают поддержку, сбрасывая осветительные бомбы над целями и корректируя огонь кораблей ВМС США. План должен был сработать, но из-за одной ошибки американцы лишились вероятной победы...


Битва разумов

Операция началась в ночь с 29 на 30 ноября 1942 года, когда корабли контр-адмирала Танаки вышли с острова Шортлэнд для доставки грузов гарнизонам Императорской армии в осаде. С этого момента началось соревнование двух командиров: кто окажется быстрее и хитрее. Первоначально преимущество было за американцами, так как они смогли расшифровать сообщение о доставке припасов на Гуадалканал. Зная это, они вышли вечером 29 ноября навстречу своему противнику. Кроме того, к ним присоединились ещё два эсминца, которые возвращались с сопровождения конвоя. Но Танака тоже не отставал и специально пошёл к Гуадалканалу не прямо, а огибая острова, чтобы усыпить бдительность американской разведки. При подходе к острову Саво соединения были построены так: японцы шли кильватерной колонной с Naganami в голове, лишь Takanami шёл левее остальных, прикрывая их. Американцы также шли кильватером, начало которого составляли эсминцы, в середине – крейсеры, а в конце шли те два корабля, что присоединились позднее. В таком виде они и вступили в бой.


Несколько минут, стоившие победы

30 ноября в 23:06 радар флагманского крейсера «Миннеаполис» показал первый корабль противника. В 23:14 радар «Флетчера» засёк японские корабли, и эсминец был готов выпустить свои торпеды. Командир Уильям Коул запросил разрешение на торпедную атаку у Райта, находившегося на борту «Миннеаполиса». Спустя целых три минуты он получил отказ, и лишь после второй просьбы, в 23:20, он смог добиться положительного ответа. Американские эсминцы дали торпедный залп, и вскоре все корабли соединения открыли огонь из орудий по японцам. Но было уже слишком поздно. Эсминцы Танаки сбросили груз и вышли на обратный курс. К тому же, уклонившись от торпед, они сами атаковали американские корабли. 44 торпеды, выпущенные японскими эсминцами, нанесли тяжелые повреждения.


Трагический итог для ВМС США

Все четыре тяжёлых крейсера (Minneapolis, Pensacola, Northampton, New Orleans) получили попадания торпед, а Northampton от их последствий вскоре после боя затонул. Японцы же потеряли лишь эсминец Takanami, на котором был сконцентрирован огонь американских кораблей. Задача 67-го соединения была полностью провалена, а все крейсеры выбыли в долгосрочный ремонт, от 8 до 10 месяцев. После этого сражения контр-адмирал Райт был отставлен от строевой службы и переведён на штабные должности. А эсминцы «Токийского экспресса» продолжали снабжать японскую армию.